Мышление человека: что это, формы и виды, развитие мышления, нарушения и расстройства

Содержание
  1. Нарушение мышления в психологии: патология, расстройство
  2. Классификация
  3. Причины
  4. Признаки
  5. Возможные последствия
  6. Диагностика
  7. Лечение
  8. Прогноз и профилактика
  9. Все самое важное о мышлении: понятие, виды, формы
  10. Мышление и его функции
  11. Типы мышления
  12. Виды мышления
  13. Виды мышления по форме:
  14. Виды мышления по способу решения:
  15. Виды мышления по новизне:
  16. Виды мышления в зависимости от особенностей:
  17. Формы мышления в психологии
  18. Этапы мышления
  19. Операции мышления
  20. Диагностика мышления
  21. Расстройства мышления по форме
  22. Нарушения по темпу:
  23. Нарушения стройности мышления:
  24. Нарушение целенаправленности мышления:
  25. Расстройства мышления по содержанию
  26. Развитие мышления
  27. Понятие мышления, виды, операции и формы мышления
  28. Процессы мышления.
  29. Мышление как процесс решения задач.
  30. Индивидуальные особенности мышления.
  31. Мышление и его виды
  32. Предикативное мышление
  33. Мышление человека: что это, формы и виды, развитие мышления, нарушения и расстройства
  34. Мышление, что это
  35. Формы
  36. Процессы
  37. Нарушения (расстройства)

Нарушение мышления в психологии: патология, расстройство

Мышление человека: что это, формы и виды, развитие мышления, нарушения и расстройства

Мышление — опосредованное отражение действительности, которое является отдельным видом умственной деятельности. С его помощью человек познает сущность вещей, явлений, выявляет закономерности между ними. Нарушение мышления в психологии — патология, которая приводит к неправильному восприятию реальности, формированию некорректных суждений, умозаключений.

Классификация

Расстройства мышления отличаются по характеру проявления, при этом не ограничиваясь отдельной схемой. Среди психологов принято использовать общую классификацию, по которой выделяется несколько типов расстройств:

  1. Нарушения операционального компонента. Главными мыслительными операциями при этом являются — абстрагирование, анализ, синтез, обобщение. Если возникают мыслительные расстройства, они проявляются в искажении, снижении уровней обобщения информации.
  2. Нарушения динамического компонента. Если субъект в норме, ассоциации образуются равномерно, при этом темп умеренные. Когда возникают нарушения, динамика изменяется кардинальным способом. Мыслительные процессы могут ускоряться или замедляться. При этом изменения происходят приступообразно.
  3. Нарушения, связанные с мотивационно-личностным компонентом. Это целая группа расстройств, к которым относится снижение направленности, целеполагания, саморегуляции. Человек не способен адекватно отвечать на вопросы, реагировать на сложившуюся ситуацию.

Зависимо от темпа расстройства мышления делятся на несколько групп:

  1. Замедленные — ассоциации формируются медленно, их меньше чем положено.
  2. Ускоренные — за одну единицу времени образуется гораздо больше ассоциаций чем положено.
  3. Шперрунг — полная остановка ассоциативного процесса.
  4. Ментизм — человек мучается от огромного количества возникающих идей. При этом мышление значительно ускоряется. Характер проявления — приступообразный.

Причины

Основой нарушения мыслительных процессов являются биологические факторы. Причины:

  1. Психозы. Инфекции, интоксикации часто сопровождаются бессвязными мыслями, бредом. Для людей, которые страдают от шизофрении характерны разноплановые поступки, резонерство.
  2. Биохимические изменения, происходящие в головном мозге. На функционирование ЦНС влияют дисметаболические заболевания, интоксикации, нарушения кровообращения.
  3. Эпилепсия. Выраженность расстройств зависит от тяжести протекания заболевания. У людей, которые страдают от эпилепсии мышление становится обстоятельным, инертным.
  4. Черепно-мозговые травмы. Структурные повреждения, сдвиги головного мозга изменяют процессы мышления.
  5. Дегенеративные заболевания ЦНС. Мыслительные процессы могут измениться под воздействием атрофии, деменции, болезни Альцгеймера, старческого слабоумия, заболевания Пика.
  6. Неврозы, стрессы. Депрессии, эмоциональные напряжения, тревоги, потрясения, изменяют скорость мыслительных процессов. Внутренние переживания занимают центральную роль, на которую направлены все мысли.
  7. Опухоли головного мозга. Новообразование, которое увеличивается в размерах, оказывает губительное воздействие на нервные центры.
  8. Воспаление ЦНС. Воспалительным процессам подвергаются мозговые оболочки. Внутричерепное давление повышается, из-за чего замедляются мыслительные процессы.

Прежде чем начинать лечение нарушений мышления, специалисты должны выявить причину их развития, чтобы улучшить состояние пациента.

Признаки

Патологии мышления в психологии сопровождаются такими симптомами:

  1. Инертность — процессы формирования ассоциаций происходят крайне медленно. Человек длительное время не может ответить на поставленный вопрос, речь замедляется, между словами наблюдается длительная пауза.
  2. Ускорение — речевые выражения, ассоциации возникают очень быстро. Мысли не связаны друг с другом, из-за чего человека сложно понять. Во время разговора проявляется активная жестикуляция.
  3. Непоследовательность — часто возникают неустойчивые суждения. При этом между собой чередуются ошибочные, правильные мысли. Человек продолжает здраво усваивать информацию, факты.
  4. Соскальзывания — люди, которые страдают от шизофрении, часто отклоняются от выбранной линии рассуждений. Они часто ошибаются, возвращаются к начальным темам.
  5. Откликаемость — если заболевание принимает тяжелую форму, пациент начинает называть видимые объекты слух. При этом человек не может ориентироваться в пространстве, забывает важные дела, даты, имена.
  6. Искажение обобщения. Пациент не в состоянии провести логичные связи между отдельными предметами. При этом предметы объединяются в отдельные группы только по форме, материалу или цвету.
  7. Снижение уровня обобщения. Больной человек не может правильно обобщать признаки. Ему трудно определить характерные свойства, которые связывают похожие предметы, но он называет их особенности.
  8. Резонерство — проявляется длительным, бесцельным рассуждением. При этом предложенные суждения не подкреплены какими-либо идеями. Длительные нити рассуждений постоянно разрываются, могут не иметь связи вовсе.
  9. Разноплановость — целенаправленности в действиях человека с таким нарушением не наблюдается. Он не может выявлять различия между предметами, но при этом воспринимает советы.
  10. Бред — возникают многочисленные идеи, которые невозможно осуществить в реальном мире. Пациент пытается отречься от реальности, из-за чего входит в бредовое состояние. При этом индивид полностью уверен в адекватности своих суждений, не воспринимает чужое мнение.
  11. Некритичность — мыслительные процессы незавершенные, поверхностные. При этом мысли не могут двигаться целенаправленно. Могут возникать неконтролируемые поступки.
  12. Навязчивость — сопровождается возникающими фобиями, переживаниями, которые невозможно контролировать со здравой точки зрения. Дополнительно к этому может возникать расстройство личности.

Признаки могут проявляться как по отдельности, так и совокупно.

Возможные последствия

Если после возникновения первичных признаков пациент не обратился к психологу, могут возникнуть различные осложнения. Постепенно человек утрачивает возможность объективно оценивать окружающую ситуацию, воспринимать реальность.

Из-за этого замедляется продуктивная деятельность, привычный образ жизни становится недосягаемым. Пациенту требуется постоянный уход, контроль.

Если лечение не последует, у пациента могут проявляться суицидальные наклонности, он станет опасен для окружающих.

Диагностика

Если были замечены первые признаки нарушения мышления, необходимо немедленно обратиться к врачу. Для определения состояния пациента специалисты применяют разные диагностические процедуры:

  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • УЗИ сосудов головного мозга.

Пациент проходит различные психологические тесты, обследуется неврологом. Чтобы получить больше информации о состоянии человека, могут применяться нестандартные методы диагностики:

  1. Пиктограммы — психолог просит пациента нарисовать множество образов, которые будут использоваться им для запоминания отдельных слов. Рисунки исследуются специалистами. При этом изучается запоминаемость, окрашенность, схематичность, абстрактность, логичность.
  2. Создание аналогий. С помощью этой методики, психологи определяют возможность пациента выстраивать логические цепочки, последовательные суждения.
  3. Исключение — полученные результаты после проведения этой методики позволяют оценить возможности пациента обобщать, второстепенные, латентные признаки.
  4. Ассоциации — применяется методика 50 слов, представляющих собой парные ассоциации. Полученные результаты характеризуют возможности людей мыслить в нормальном темпе.
  5. Исключение, сравнение понятий. Пациенту показывают разные предметы, которые он должен разделить по характерным особенностям, второстепенным признакам.
  6. Интерпретация пословиц, метафор. При применении методики, пациент должен пояснить смысл выражений.

После получения интересующей информации, выявления нарушения мышления специалисты назначают лечение.

Лечение

Чтобы улучшить физическое, психологическое состояние пациента, применяется комплексная методика. Она состоит из нескольких видов терапии:

  1. Психокоррекция — многочисленные занятия с психологом, цель которых — восстановление утраченных функций мыслительных процессов. Практикуются когнитивные упражнения, тренинги.
  2. Фармакотерапия — врачи подбирают индивидуальный курс лекарственных препаратов для улучшения физического состояния пациента. Это могут быть нейролептики, ноотропы, противосудорожные препараты.
  3. Семейное консультирование. Проводятся беседы с близкими родственниками, друзьями пациента, которые должны ухаживать за больным, обеспечивать его положительными эмоциями.

При лечении пациент должен регулярно наблюдаться у психолога.

Прогноз и профилактика

Люди, которые страдают от психологических заболеваний, должны регулярно проходить медицинские обследования.

Дополнительно к этому, нужно исключить переживания, стресс. Постараться контролировать свои эмоции, поведение.

При возникновении нарушений мышления, у человека замедляется речь, он перестает здраво оценить окружающую ситуацию. Постепенно это приведет к неадекватному восприятию реальности, неконтролируемым всплескам агрессии. При появлении первых признаков отклонений нужно сразу обратиться к психологу.

Из видео Вы узнаете об основных нарушениях мышления.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/narusheniya-myshleniya.html

Все самое важное о мышлении: понятие, виды, формы

Мышление человека: что это, формы и виды, развитие мышления, нарушения и расстройства

Мышление человека – это процесс познания мира, получения информации, отражения действительности. Окружающий мир могут ощущать все живые существа с помощью органов чувств. Но только человеческое мышление способно получать такую информацию, которая недоступна обычному восприятию.

Итогом мышления является мысль, то есть смысл, понимание, умозаключение. Великие философы считали мышление главной человеческой сущностью. «Я мыслю, значит, существую» (Декарт).

Мышление и его функции

Мышление – это:

  • умственная деятельность для познания смысла вещей и явлений;
  • психический процесс познания, который отражает связь объектов и отношения между ними;
  • функция мозга, которая развивается в процессе теоретического обучения, практической деятельности, получения опыта жизни.

Как всякая способность, работа мозга нуждается в постоянных тренировках и упражнениях. Давно замечено, что перерывы в работе снижают профессионализм, а для восстановления навыков требуется время.

Мышление зарождается как ощущение, восприятие, представление, а потом выходит за их пределы. Человек познает такое, что органами чувств не воспринимается.

[attention type=yellow]

Благодаря мышлению происходит понимание характеристик объектов, осуществляется переход от количества информации к ее качеству, выстраиваются ассоциативные связи, производится сравнение описания с реальными свойствами, делается вывод об объекте.

[/attention]

Важная функция мышления – это возможность разграничивать объекты, видеть их сходства и различия.

Типы мышления

Выделяют следующие типы мышления:

  1. Образное. Создается в начале роста человека. Для развития этого мышления используются конкретные образы. Задача формулируется конкретно, а решение производится путем совершения определенных действий.
  2. Понятийное. Формируется как теоретические познания и понятия, абстрактные знания, объединяющие логические выводы. Решение проблем осуществляется теоретически с помощью теорий и абстракций.
  3. Знаковое. Основано на словесных знаках: сигналах, символах, признаках. Знаки несут в себе информацию о процессах, явлениях, объектах. Согласно полученной информации выстраиваются модели поведения человека и общества. Знаковое мышление неразрывно связано с моделированием.

Виды мышления

Мышление в психологии делится на теоретическое и практическое. Первое решает задачи посредством теоретических понятий, а второе – применяется для практических умозаключений.

Виды мышления по форме:

  • Наглядно-действенное, когда задача решается путем физического изменения условий конкретными действиями.
  • Наглядно-образное, когда задача решается в воображении путем представления и изменения всех составляющих.
  • Абстрактно-логическое, когда задача решается с помощью логики и понятий путем словесного воспроизведения и обсуждения.

Виды мышления по способу решения:

  • Теоретический. Мышление носит теоретический характер. Результаты такого труда являются теоретическими знаниями. Например, разработка законов, положений, принципов.
  • Практический. Мышление преобразует теоретические познания в практические. Теория преобразуется в практические дела и дает реальные результаты.

Виды мышления по новизне:

  • Репродуктивное. Решение задачи известным способом, воспроизведение старых методов и результатов.
  • Продуктивное. Создание новых способов обработки информации, получение неизвестных ранее результатов.
  • Интуитивное. Происходит автоматически на подсознательном уровне. Возможно только при наличии теоретических знаний, отработанных навыков и большого жизненного опыта.
  • Дискурсивное. Высокоэффективное мышление. Производится последовательное, логическое осмысление задачи с несколькими вариантами решения.
  • Эмпирическое. Малопродуктивное мышление. Основано на собственном практическом и жизненном опыте. Не использует преимущества теоретического и практического видов мышления. Не выявляет суть и связь предметов, явлений.

Виды мышления в зависимости от особенностей:

  • Техническое. Направлено на решение профессиональных технических задач.
  • Конструктивное. Отличается постановкой конкретной задачи, целенаправленностью на ее решение, абстрагированием от посторонних мыслей и эмоций, позитивным настроем, разделением процесса на этапы.
  • Синтетическое. Характеризуется соединением различных факторов для создания нового решения.
  • Светское. Представляет собой правовое, научное, узаконенное мышление в соответствии с действующим законодательством государства.
  • Религиозное. Основывается на религиозной вере в зависимости от конкретного вероисповедания. Имеет конкретные ограничения в суждениях в соответствии с требованиями религии.
  • Научное. Заключается в изучении и объяснении объектов и явлений окружающего мира на основании научных законов и методов.
  • Творческое. Выражается в создании новых, необычных способов познания, создании творческих идей.
  • Этническое. Формируется в каждой нации в связи с условиями жизни, в которых проживает человек: климат, род занятий, экономические особенности, социальная среда.

Формы мышления в психологии

Мышление – это психический процесс, в результате которого формируются выводы.

К процессам мышления относятся:

  1. Понятие. Это представление, отраженное мышлением, единство важных свойств, связей, предметов и явлений, обобщенных по классам и признакам. Создается на основании жизненного опыта и приобретенных знаний.
  2. Суждение. Представляет собой реализацию логической формы мышления на основе понятий.
  3. Умозаключение. Это вывод, который логически формируется из объединенных суждений.
  4. Индукция. Это метод умозаключения, который приводит к выводам путем перехода от частных суждений к общим.
  5. Дедукция. Это метод умозаключения, который приводит к выводам путем перехода от общих суждений к частным.

Этапы мышления

Как правило, процесс мышления проходит следующие этапы:

  • стимул (мотивация) для осуществления процесса;
  • анализ (дробление задачи на части);
  • выбор способа решения задачи;
  • обоснование выводов;
  • практическая реализация задачи;
  • проверка результата.

Операции мышления

Операции мышления являются единственными операциями, которые приносят результат в мыслительной деятельности человека:

  • Анализ – разделение задачи на составляющие ее элементы.
  • Синтез – объединение элементов задачи, которые были разделены в процессе анализа; выявление связей между элементами.
  • Сравнение – сопоставление элементов задачи для выявления сходства и различия.
  • Классификация – расположение элементов задачи по групповым признакам.
  • Обобщение – соединение элементов задачи по однородным свойствам.
  • Конкретизация – отделение частного от общего.
  • Абстрагирование – обособление одного элемента и отвлечение от других.

Диагностика мышления

Диагностика выявляет расстройства мышления у человека, определяет его характер. Данные диагностики необходимы для назначения профилактических мер или лечения.

Диагностика производится следующими методами:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • лабораторный эксперимент;
  • тестирование;
  • самостоятельное наблюдение;
  • моделирование процесса мышления;
  • моделирование абстрактное или математическое;
  • показатели психофизиологические: заинтересованность, сложность, степень.

Расстройства мышления по форме

В психологии выделяют следующие расстройства мышления в зависимости от конкретных нарушений.

Нарушения по темпу:

  • Ускоренное мышление. Характеризуется ускорением речи, то есть слова произносятся быстро и невнятно. Мышление торопливое, поверхностное, а умозаключения, как правило, не соответствуют действительности.
  • Замедленное мышление. Выражается в заторможенности поведения, медленной речи с задержками слов. Умозаключения часто неверные, даются трудно.

Нарушения стройности мышления:

  • Разорванное мышление. Характеризуется отсутствием смысла в речи, хотя слова выстраиваются по правилам грамматики.
  • Бессвязное мышление. Проявляется в отсутствии смысла в речи. Предложения выглядят как набор отдельных, не связанных слов, строятся с нарушениями правил грамматики.

Нарушение целенаправленности мышления:

  • Резонерство. Выглядит как туманные, слишком мудрые, пространные рассуждения об обычных вещах и на обычные темы.
  • Аутистическое мышление. Погружение в мир собственных иллюзий и фантазий, непонятных другим.
  • Символическое мышление. Вырабатывание собственного языка, новых слов, непонятных другим. Употребление слов-символов, которые имеют особый смысл только для говорящего человека.
  • Патологическая обстоятельность. Погружение в детали, неспособность выделить главное в речи, заострение внимания на второстепенных, ненужных подробностях.
  • Персервация мышления. Выражается в настойчивом повторении одних и тех же фраз, трудном переходе к другим словам.

Расстройства мышления по содержанию

  • Бредовые идеи. Представляют собой ошибочные умозаключения из обычного набора фактов.
  • Бредовые синдромы. Основаны на неверной оценке личных жизненных ситуаций. Влекут за собой ошибочные выводы и умозаключения о процессах в жизни.
  • Сверхценные идеи. Возникают на основе реальных фактов, однако неоправданно переоцениваются. Им придается слишком большая ценность и значение.
  • Навязчивые идеи. Имеют воображаемый, стойкий, навязчивый характер в виде неприятных, иногда мучительных мыслей, представлений, переживаний.

Развитие мышления

Обычно развитие мышления среднестатистического человека замедляется по достижению определенных результатов, например, после получения образования или хорошей высокооплачиваемой должности.

Однако для полноценной жизни необходимо постоянно развивать и тренировать следующие виды мышления:

  1. Наглядно-образное. Вспоминайте ранее увиденные образы людей, животных, природы, предметы мебели в своем или чужом доме.
  2. Словесно-логическое или абстрактное. Упражнения заключаются в написании максимального количества слов на одну букву, написании и произнесении слов наоборот, нахождении сходства и различия в словах.
  3. Наглядно-действенное. Полезно играть в шахматы, складывать оригами и пазлы, собирать конструкторы, лепить из пластилина, вырезать бумажные фигуры.
  4. Логическое. Самое доступное – это разгадывание загадок. Также полезно из набора слов исключать те, которые не соответствуют по смыслу.
  5. Творческое. Постоянно учитесь, получайте новую информацию, бывайте в новых местах, ищите новые способы решения задач, общайтесь с новыми людьми.

Развитие мышления дает человеку возможность хорошо выполнять работу, развиваться в профессии, строить карьеру, и просто интересно жить.

Мышление есть главный психический процесс человеческой жизни, поэтому развивать его необходимо постоянно.

Источник: http://rrepetitor.ru/relations/vse-samoe-vazhnoe-o-myshlenii-ponyatie-vidy-formy/

Понятие мышления, виды, операции и формы мышления

Мышление человека: что это, формы и виды, развитие мышления, нарушения и расстройства

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик и признаков.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное по­знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности.

Процесс мышления начинает наибо­лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить.

Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с ре­чью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда ду­маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-действенное – здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

– Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте.

Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость).

Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления.

[attention type=red]

Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.

[/attention]

С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления – понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»).

Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники.

В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

понятий раскрывается в суждениях.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение – сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.

Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы – фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление как процесс решения задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения.

Такие ситуации называются проблемными. В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления.

В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача – цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств.

Любая задача включает: цель, условие (известное), искомое (неизвестное).

В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).

Принцип решения задачи: неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).

Индивидуальные особенности мышления.

Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.

Самостоятельность – умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта – это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость – умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота – способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

[attention type=green]

Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

[/attention]

Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).

Источник: https://studopedia.ru/8_41033_ponyatie-mishleniya-vidi-operatsii-i-formi-mishleniya.html

Мышление и его виды

Мышление человека: что это, формы и виды, развитие мышления, нарушения и расстройства

Мышление – процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.
Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Мышление тесно связано с действием и речью.
Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

Разнообразные мыслительные операции  сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления. 
Мышление человека невозможно без языка.

Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя.

Так, при формулировки задачи вслух, она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление – тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что “успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.

Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.

Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.

Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:

  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны (“плюсы” и “минусы”).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п.

 
Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление.

Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется  творческое мышление.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/myshlenie/

Мышление человека: что это, формы и виды, развитие мышления, нарушения и расстройства

Мышление человека: что это, формы и виды, развитие мышления, нарушения и расстройства

Мышление во многом определяет успешность человека в мире, его отношение к жизни и способность решать повседневные задачи достигая максимальной продуктивности при затрате энергии.

Мышление, что это

Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях.

Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Формы

В психологии выделяют основные формы мышления, включающие понятие, суждение и умозаключение:

  1. Понятие формирует представление человека об окружающих явления и предметах, данная форма присуща только словесной речи и позволяет объединять предметы и явления по каким-либо признакам. Понятия подразделяются на конкретные (истинные означающие предмет или явления «дом», «ребенок») и относительные (зависят от восприятия разными людьми, например, что такое добро и зло). имеющихся понятий раскрываются в речи через суждения.
  2. Суждение — относится к форме, представляющей отрицание или утверждение об окружающем мире или определенном предмете. Образование суждений возможно двумя способами: восприятие понятий, находящихся в тесной взаимосвязи или полученное в виде умозаключения.
  3. Умозаключение представляет формирование нового суждения на основе двух или более существующих изначально. Любое умозаключение формируется как цепочка обоснованных идей. Способность к умозаключению зависит от стадии развития мышления, чем она выше, тем легче человек находит решение при определенной задаче.

Все умозаключения подразделяются на индуктивные и дедуктивные. В первом случае суждение движется от единичного понятия к общему, а дедуктивное на основе существующих общих происходит обобщение целой группы явлений или суждений в одно общее.

Методы мышления подразумевают разные уровни, где на каждом этапе достигаются определенные цели: сбор информации, анализ имеющихся данных и умозаключение как руководство к действию или бездействию.

Процессы

Процесс мышления — это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.

В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.

Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:

  1. подготовка;
  2. нахождение решения;
  3. вдохновение к его достижению;
  4. проверка результатов.

Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.

Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.

Приемы мышления:

  1. анализ — это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
  2. синтез — это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
  3. сравнение — это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
  4. классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
  5. обобщение — это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
  6. конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
  7. абстрагирование — это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.

Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество. В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления.

Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.

Нарушения (расстройства)

Расстройства мышления — это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

Формы количественного расстройства:

  • Задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
  • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
  • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

  • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
  • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
  • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
  • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
  • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
  • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
  • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
  • Фобии (необоснованный страх). Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
  • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
  • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

Источник: https://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/myshlenie.html

Советы врача
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: